АЛЕКСЕЙ ГЕОРГИЕВИЧ
КНОРРЕ
НА КАФЕДРЕ ГИСТОЛОГИИ И ЭМБРИОЛОГИИ
ЛЕНИНГРАДСКОГО ПЕДИАТРИЧЕСКОГО МЕДИЦИНСКОГО ИНСТИТУТА
(1955-1981)
В.Г.Кожухарь
Данная
работа была написана в марте 2001 года, её сильно сокращённый вариант
опубликован в журнале «Морфология» 2002, Т. 121, №1. Сокращения, сделанные
без соглосования с автором, были столь велики, что во многом изменили
содержание работы. Поэтому в юбилейном сборнике и на нашей web-странице
приводится полный её текст без сокращений.
26
мая 2001 года исполнилось 20 лет со дня смерти одного из виднейших отечественных
биологов, выдающегося морфолога-эволюциониста Алексея Георгиевича Кнорре.
Он родился в 1914 году в Санкт-Петербурге в семье инженера-энергетика.
Его детство прошло в обстановке, благоприятствовавшей формированию интереса
к наукам и искусствам, что впоследствии отразилось на разносторонних
интересах Алексея Георгиевича. Потом было обучение на биологическом
факультете Ленинградского государственного университета, специализация
на кафедре зоологии беспозвоночных у профессора В.А.Догеля, работа в
семинаре на кафедре эмбриологии у профессора П.П.Иванова и аспирантура
в лаборатории эмбриологии отдела общей и сравнительной морфологии Всесоюзного
института экспериментальной медицины (ВИЭМ) под руководством того же
П.П.Иванова. Три года, проведенные в аспирантуре, наложили отпечаток
на становление А.Г.Кнорре как исследователя и в большой степени определили
его дальнейшие научные интересы. Дело в том, что отдел общей и сравнительной
морфологии ВИЭМ в предвоенные годы был ведущим мировым центром, где
формировались две основные школы эволюционной гистологии и создавались
основные ее концепции: теория тканевых параллелизмов А.А.Заварзина и
теория дивергентной эволюции тканей Н.Г.Хлопина. В 1940 году Алексей
Георгиевич защищает диссертацию на соискание степени кандидата биологических
наук “Дифференцировка энтодермы у птиц”. Уже после войны осенью 1945
года А.Г.Кнорре начинает работать на кафедре гистологии и эмбриологии
Военно-медицинской академии. Кафедру возглавлял Н.Г.Хлопин, он и пригласил
Алексея Георгиевича, поскольку был знаком с ним и его работами еще по
институту экспериментальной медицины. На кафедре в Военно-медицинской
академии А.Г.Кнорре проработал до 1955 года, защитил там докторскую
диссертацию “Дифференцировка клеточного материала эмбриональных зачатков”,
стал признанным исследователем и вошел в группу виднейших представителей
хлопинской школы эволюционной гистологии. Так что, придя в 1955 году
на должность заведующего кафедрой гистологии и эмбриологии Ленинградского
педиатрического медицинского института (ЛПМИ), А.Г.Кнорре был уже достаточно
известным и вполне сформировавшимся морфологом-эволюционистом.
Алексей Георгиевич пришел
на заведование кафедрой гистологии в педиатрический институт в сентябре
1955 года после смерти профессора Е.С.Данини (декабрь 1954 г.). Евгений
Сильвиевич был учеником и сотрудником академика А.А.Заварзина еще по
Пермскому университету. В педиатрическом институте он стал первым заведующим,
для которого это была основная работа (все заведующие кафедрой гистологии
ЛПМИ до Е.С.Данини были совместителями либо работали в течение непродолжительного
срока). Возглавляя кафедру с 1946 года, профессор Е.С.Данини сумел сплотить
работоспособный коллектив, занимавшийся проблемами эволюционной гистологии
тканей внутренней среды. Учебно-методической работе также уделялось
большое внимание: была сформирована единая система преподавания, на
кафедре начало работать студенческое научное общество. Таким образом,
А.Г.Кнорре возглавил достаточно сильную кафедру, объединенную общими
научными интересами и в известной степени единой эволюционной школой.
Сложилось некое негласное
правило, что деятельность любого ученого, будь он хоть “чистый исследователь”,
работающий в лаборатории, хоть университетский профессор, принято описывать,
прежде всего с точки зрения его научных достижений и научно-исследовательской
работы. Отчасти это понятно – ведь именно научные публикации приносят
известность. В уже вышедших в свет работах, посвященных А.Г.Кнорре,
также раскрывается главным образом эта сторона его деятельности. , Однако,
когда речь идет о преподавателе высшей школы, надо помнить, что большую
часть своих сил и рабочего времени он отдает педагогическому процессу
и учебно-методической работе. Именно на кафедре гистологии и эмбриологии
педиатрического института раскрылись блестящие педагогические способности
профессора А.Г.Кнорре, основанные на его глубоких фундаментальных знаниях,
широчайшей эрудиции и творческом непредвзятом подходе как к работе,
так и к взаимоотношениям со студентами и учениками.
Возглавив кафедру, А.Г.Кнорре
сразу стал уделять огромное внимание совершенствованию учебного процесса.
Прежде всего он лично освоил все формы этого процесса: не только читал
полный лекционный курс, но сам стал проводить практические занятия со
студентами. Алексей Георгиевич со временем изменил структуру преподавания
предмета. Он перенес изучение эмбриологии (традиционно предваряющее
раздел общей гистологии) на самый конец курса после раздела частной
гистологии. Кроме того, он вдвое по сравнению с программой и сложившейся
в медицинских вузах традицией увеличил объем курса эмбриологии. Эти
изменения он мотивировал важностью данного раздела при подготовке студентов
именно в педиатрическом институте, а также сложностью восприятия эмбриологического
материала студентами первого курса. Алексей Георгиевич считал, что более
успешное освоение эмбриологии возможно лишь при знании гистологии и
ряда смежных дисциплин, что отчасти достигается студентами только к
середине второго года обучения. А.Г.Кнорре изменил и структуру лекционного
курса: он отказался от чтения лекций по всем разделам частной гистологии,
включив в план лекции по наиболее сложным или дискуссионным вопросам,
высвободив время для ряда обзорных и проблемных лекций. В качестве примера
последних можно назвать “Взаимодействие эмбриональных зачатков”, ”Камбиальность
и регенерация тканей”, “Детерминация и дифференцировка клеток и тканей”,
”Происхождение многоклеточных животных и эволюция тканей”, ”Аномалии
развития в эмбриогенезе человека”. Алексей Георгиевич читал специальную
лекцию по сосудистому эндотелию, который он рассматривал как ткань особого
рода (sui generis), обладающую свойствами, как эпителия, так и тканей
внутренней среды (на основании особенностей роста в культуре и поведения
при регенерации). Лекции читались очень логично, аргументировано, с
привлечением большого фактического и теоретического материала, они были
рассчитаны на уровень хорошего студента. Восприятие лекций А.Г.Кнорре
требовало не только внимания и сосредоточенности, но даже определенного
соучастия в мыслительном процессе, внутренней работы.
Следует особо подчеркнуть,
что будучи последовательным сторонником хлопинской генетической системы
в подходе к изучению тканей, А.Г.Кнорре стоял на этих позициях и в педагогическом
процессе. С данных позиций рассматривались, прежде всего классификации
тканей, и преподавание курса гистологии было проникнуто эволюционными
взглядами хлопинской школы. Алексей Георгиевич даже полушутя называл
своих учеников и молодых коллег “внучатыми учениками” Н.Г.Хлопина.
За время заведования кафедрой
А.Г.Кнорре учебный процесс стал представлять собой полностью сформированную
единую систему, оставаясь вместе с тем динамичным и подверженным совершенствованию.
Именно тогда, примерно к 70-м годам, сложился тот тип практических занятий,
который во многом сохранился до настоящего времени. Учебно-методическая
работа на кафедре становится в те годы приоритетным направлением ; если
посмотреть архивные протоколы кафедральных заседаний, видно, какое внимание
уделялось методике учебного процесса, как часто обсуждались эти вопросы.
Прилагалось много усилий и для материального обеспечения учебного процесса.
В 60-70-е годы силами кафедрального коллектива было изготовлено большое
количество учебных таблиц по всем разделам курса, был создан ценнейший
препаратный фонд. Вообще качеству учебных препаратов придавалось большое
значение, перед каждой следующей темой преподаватели тщательно проверяли
качество препаратов и отбирали самые лучшие для практических занятий.
Алексей Георгиевич сумел найти и привлечь на кафедру лаборантов, прекрасно
владеющих гистологической техникой. Таким лаборантом была в первую очередь
Т.Д.Коновалова, изготовившая много учебных микропрепаратов, которые
до сих пор используются в учебном процессе.
Опыт преподавания эмбриологии
в Военно-медицинской академии, но главным образом в педиатрическом институте
был обобщен профессором А.Г.Кнорре в учебнике “Краткий очерк эмбриологии
человека с элементами общей, сравнительной и экспериментальной эмбриологии”
(1959). Учебник получил высокую оценку специалистов, эта книга, по словам
Б.П.Токина, “прочно вошла в научно-учебный быт высших учебных заведений
нашей страны”. В течение многих лет это был единственный в СССР учебник
по эмбриологии для медицинских институтов и довольно быстро стал раритетом.
В 1967 году вышло второе и, к сожалению, последнее издание данного учебника.
В течение ряда последних лет А.Г.Кнорре работал и над созданием учебника
по гистологии, предназначенного для педиатрических факультетов. Он успел
написать почти весь учебник и подготовить большую часть иллюстраций,
но смерть не позволила завершить начатое.
На кафедре при непосредственном
руководстве Алексея Георгиевича активно функционировало студенческое
научное общество (СНО). Вероятно, многих привлекал туда не только интерес
к гистологии как таковой, но и сама яркая личность заведующего кафедрой.
А.Г.Кнорре не жалел времени на привитие студентам навыков самостоятельной
научной работы. Он любил повторять, что настоящий исследователь начинается
лишь после получения пусть самого маленького, но нового факта. Уместно
вспомнить, что свой путь в науку со студенческого кружка кафедры гистологии
ЛПМИ начинал такой известный морфолог как профессор С.Н.Оленев, а также
ряд преподавателей, работающих на кафедре гистологии по настоящее время.
Возглавив кафедру, А.Г.Кнорре
сохранил эволюционную направленность научной работы коллектива; продолжалось
изучение тканей внутренней среды бывшими сотрудниками профессора Е.С.Данини
(К.Е.Громцева, М.Я.Левина, Л.Д.Марцинкевич, Н.Р.Амосова, Л.Д.Петрова,
В.В.Молчанова), но по мере прихода на кафедру новых сотрудников (Л.В.Суворова,
О.А.Завалишина, Н.Г.Ковтунович, А.Г.Семенова-Тян-Шанская, Т.А.Клокова,
М.В.Атаманова, Т.Д.Батюто, В.Г.Кожухарь) расширялась и научная тематика.
Начались исследования нервной и мышечных тканей, провизорных органов
зародыша, эпителиев, полового зачатка. Если обратиться к научным достижениям
А.Г.Кнорре, то подавляющее большинство его работ (в том числе все написанные
им монографии и учебники) были опубликованы в период его заведования
кафедрой гистологии ЛПМИ. Всего перу Алексея Георгиевича принадлежат
143 публикации, 119 из которых вышли в свет, начиная с 1956 года (напомним,
что на кафедру в ЛПМИ он пришел в сентябре 1955 года). Кроме уже упомянутого
учебника по эмбриологии А.Г.Кнорре публикует книги: “Анатомия, гистология,
эмбриология в Петербурге, Петрограде, Ленинграде”(1957, в соавторстве
с В.В.Гинзбургом и В.В.Куприяновым), ”Вегетативная нервная система”(1958,
1963, 1977, в соавторстве с И.Д.Лев), “Морфология в Петербурге – Ленинграде”
(1970, в соавторстве с В.В.Куприяновым и В.П.Михайловым), “Эмбриональный
гистогенез”(1971), “Процессы дифференциации зародышевых листков и некоторых
эмбриональных зачатков” (1980, в соавторстве с В.В.Молчановой и А.Г.Семеновой-Тян-Шанской).
Уже после смерти А.Г.Кнорре вышла монография “Развитие вегетативной
нервной системы в эмбриогенезе” (1984, в соавторстве с Л.В.Суворовой).
Отдавая должное всем перечисленным
работам, надо признать, что главной книгой жизни профессора А.Г.Кнорре
стал “Эмбриональный гистогенез”. Это уникальный труд, в котором впервые
в мировой литературе изложены в эволюционном аспекте теоретические основы
эмбрионального гистогенеза. В книге обобщен опыт почти тридцатилетней
работы самого Алексея Георгиевича, а также руководимого им коллектива.
В “Эмбриональном гистогенезе” личность автора проявилась в большей степени
по сравнению с другими его книгами. А.Г.Кнорре, будучи всесторонне образованным
иследователем, вообще обнаруживал склонность к сложным теоретическим
вопросам, проблемам методологии, философским аспектам биологии. Он,
конечно, прежде всего был ученым-теоретиком. Это видно даже по тому,
что из 119 работ, опубликованных им во время заведования кафедрой гистологии
ЛПМИ, 42 были работами теоретического, методологического и дискуссионного
характера, 48 – рецензиями на книги и только 9 относились к оригинальным
морфологическим исследованиям (из 24 работ, опубликованных А.Г.Кнорре
до начала работы в ЛПМИ, 12 – оригинальные исследования).
Можно со всей ответственностью
утверждать, что не было другого морфолога, который столь глубоко и профессионально
вникал в методологические и философские проблемы биологии. Ему принадлежат
такие сложные работы как “Проблема органической целостности и ее морфологические
аспекты” (1964), “Уровни органической индивидуальности в связи с эволюцией
целостности” (1968), “К пониманию и применению исторического метода
в морфологии” (1976), “К философским проблемам теоретической биологии.
Критические заметки морфолога по поводу книги Г.А.Югая”, (1978). Философия
настолько интересовала Алексея Георгиевича, что, будучи молодым человеком,
он всерьез размышлял над выбором специальности между биологией и философией.
Им планировалось написание монографии по вопросам философии “Морфология
и диалектика”. Книга должна была содержать 25 глав, 13 из которых он
успел написать.
Уделяя столь большое внимание
теоретическим и методологическим вопросам, А.Г.Кнорре вместе с тем был
чрезвычайно щепетилен, трезв и рационален в трактовке научных фактов,
придавал первостепенное значение конкретным данным, никогда не позволял
субъективно или без должных на то оснований интерпретировать факты в
пользу какой-либо теории. При обсуждении оригинальных исследований он
неоднократно говорил: “Не надо ничего придумывать, описывая препарат.
Утверждать следует лишь то, что видно на препарате, то, что определенно
можно доказать. Все остальное – спекуляции”.
Также до крайности щепетилен
Алексей Георгиевич был и в вопросах научной этики: он никогда не позволял
приписывать свою фамилию в соавторы коллегам и ученикам (которые часто
пытались это сделать), если сам не участвовал в написании работы. Поэтому
большинство публикаций сотрудников и даже аспирантов А.Г.Кнорре (к их
числу относился и автор этих строк) выходило без соавторства. В период
работы Алексея Георгиевича на кафедре гистологии ЛПМИ он был научным
руководителем 10 сотрудников и аспирантов, защитивших диссертации на
соискание ученой степени кандидата наук, еще у 15 сотрудников других
кафедр – соруководителем или консультантом. А.Г.Кнорре выступал официальным
оппонентом на защитах большого числа кандидатских и докторских диссертаций,
написал множество неофициальных отзывов и отзывов профильного учреждения.
Начиная с 1968 года, на
кафедре гистологии и эмбриологии ЛПМИ занимались слушатели факультета
повышения квалификации (ФПК) преподавателей гистологии. Алексей Георгиевич
с интересом и удовольствием работал со слушателями ФПК, придавая этому
направлению очень большое значение. Он считал, что таким образом можно
не только обменяться информацией о научной работе различных кафедр,
но и донести до них свои взгляды на учебный процесс, на дискуссионные
вопросы в преподавании. Этим во многом определялась тематика лекций
и семинаров для слушателей ФПК. Вот некоторые из тем: “Клеточная теория,
ее методологические аспекты, значение для медицины и отражение в курсе
гистологии и эмбриологии”, “Детерминация тканей в свете данных генетики
соматических клеток”, “Классификация тканей, спорные вопросы”, “Эмбриональное
развитие человека в сравнительно-эмбриологическом аспекте”, “Гонобласт
(половой зачаток), его происхождение и эволюция. Медицинские аспекты”.
Помимо лекций и семинаров на кафедре ЛПМИ слушателям ФПК предоставлялась
возможность ознакомиться с работой всех самых значительных лабораторий
и кафедр морфологического профиля в Ленинграде, так как авторитет профессора
А.Г.Кнорре был огромен, и весь научный мир города считал сотрудничество
с его кафедрой честью для себя. В завершение цикла Алексей Георгиевич
обычно проводил для слушателей ФПК знаменитую шестичасовую экскурсию
по музею Института зоологии “Гистологические и эмбриологические особенности
типов и классов животного мира”. Отзывы слушателей всегда были восторженные,
поскольку А.Г.Кнорре, будучи не только гистологом, эмбриологом, но и
блестящим зоологом, умел совмещать огромный объем информации с нестандартным
взглядом на предмет обсуждения и прекрасной формой изложения. Последнюю
такую экскурсию он провел за 4 дня до смерти.
Работа со слушателями ФПК
приносила известность кафедре гистологии ЛПМИ и ее заведующему. Со всего
тогдашнего Советского Союза преподаватели, начиная от молодых ассистентов
и до известных профессоров, стремились приехать на повышение квалификации
в педиатрический институт, иногда по нескольку раз. Особенно многочисленными
по количеству слушателей были как раз доцентские и профессорские циклы.
Так, цикл ФПК, проходивший в мае 1981 года (во время которого внезапно
умер профессор А.Г.Кнорре), насчитывал 28 слушателей, среди которых
были такие известные гистологи как профессора Ю.К.Елецкий, Н.Н.Кочетов,
А.А.Волощенко, Е.П.Володина, В.Д.Новиков и др. Всего за годы работы
Алексея Георгиевича через ФПК на кафедре прошло около 400 слушателей
(36 циклов) практически из всех медицинских институтов и факультетов
страны.
Время работы на кафедре
гистологии ЛПМИ явилось для Алексея Георгиевича временем признания его
заслуг в том числе и за границей. Последнее следует отметить особо.
В шестидесятые-семидесятые годы А.Г.Кнорре был одним из немногих советских
морфологов, признанных и широко известных за рубежом. В 1960 году он
был приглашен на 7-й международный морфологический конгресс в Нью-Йорк
(вся советская делегация состояла из трех человек), где выступил с докладом.
В 1965 году профессор А.Г.Кнорре избирается почетным членом Чехословацкого
медицинского общества им. Я.Э.Пуркине, в 1972 году – членом-корреспондентом
Общества анатомов Великобритании и Ирландии, в 1975 году – почетным
членом Болгарского общества анатомов. С 1967 года А.Г.Кнорре – член-корреспондент
АМН СССР. После смерти в 1974 году академика А.Ф.Тура в ЛПМИ осталось
только два члена-корреспондента АМН – детский хирург Г.А.Баиров и морфолог
А.Г.Кнорре.
В педиатрическом институте Алексей Георгиевич к семидесятым годам стал
поистине живой легендой. Этому способствовали не только его научные
достижения, но и незаурядные личностные качества. Стало уже общим местом
упоминание о его энциклопедической образованности, знании истории и
архитектуры родного города, литературы и особенно поэзии. В действительности
его знания были глубже, информированность многостороннее, а память удивительнее,
чем об этом рассказывали и писали даже знавшие его люди. Так, он был
блестящим знатоком не только стихов А.А.Блока, В.В.Маяковского, А.К.Толстого,
Н.С.Гумилева, но и непохожего на них Н.А.Некрасова. “Не знать Некрасова
– непозволительный снобизм,” – это слова Алексея Георгиевича, сказанные
А.Г.Семеновой-Тян-Шанской, человеку весьма образованному в вопросах
поэзии, когда та не узнала процитированное им начало из поэмы “Коробейники”.
А.Г.Кнорре помнил наизусть не только целые поэмы, но и огромные куски
сложных драматических произведений (трилогия А.К.Толстого), хорошо знал
не только парадно-хрестоматийный Петербург, но и заводские окраины,
предместья, кладбища. Отличался удивительным трудолюбием, сам от руки
очень разборчиво, почти каллиграфическим почерком писал множество кафедральных
документов: планов работы, отчетов, характеристик и т.п. Работая многие
годы главным редактором журнала “Архив анатомии, гистологии и эмбриологии”,
прочитывал целые горы статей и рецензируемых книг. Писал стихи, его
легендарный “Гистоалфавит” наконец недавно был опубликован в сборнике
“Асклепий и музы” (СПб, 2000).
Умер Алексей Георгиевич
неожиданно, во время работы. Похороны стали демонстрацией неподдельного
уважения к его памяти огромного числа людей. Ни одно событие не собирало
вместе столько сотрудников и студентов ЛПМИ, а также морфологов из других
городов страны. Тело А.Г.Кнорре было кремировано, прах предан земле
на Богословском кладбище, где на площадке Военно-медицинской академии
и находится его могила.
В небольшой статье невозможно
в полной мере рассказать о столь многогранном и непростом человеке,
каким был профессор А.Г.Кнорре. Из всех бывших заведующих он, несомненно,
оставил наиболее яркий след в истории кафедры гистологии и эмбриологии
ЛПМИ. Жизнь и деятельность Алексея Георгиевича Кнорре заслуживают целой
книги, которая, хочется надеяться, познакомит читателей с этой неординарной
личностью.